Начальник столичной Госавтоинспекции в эксклюзивном интервью порталу sntat.ru рассказал о программе «Народный инспектор», авариях на пешеходных переходах и грядущем ужесточении скоростного режима.
- Игорь Геннадьевич, проект «Народный инспектор», реализуемый в Татарстане и в Казани, оказался успешным?
- Программа шагнула за пределы Татарстана, на уровень Российской Федерации и сейчас прорабатывается во всех законодательных базах. Опытом Татарстана заинтересовались на уровне Правительства России и хотят распространить его по всей стране. Сначала эксперимент был опробован на территории республики, и мы видим, что от него есть большая польза. Надеюсь, что в ближайшее время закон будет принят на уровне России.
- Сколько нарушителей ПДД уже наказано?
- Составлено более 19 тысяч административных материалов по Татарстану, в том числе более 15 тысяч по Казани. Чаще всего люди направляют жалобы на нарушения правил остановки и стоянки во дворах, не предоставление преимущества пешеходам на переходах, нарушения правил стоянки в местах, отведённых для инвалидов. При этом основной проблемой в Казани, связанной с дорожно-транспортным травматизмом, являются наезды на пешеходов.
По каждому материалу мы проводим расследование и выносим решение. Люди, несогласные с нашими решениями, обжалуют их в судах. По статистике лишь в 3-4 процентах суды встают на их сторону. Однако если предоставленное видео не чёткое, то решение выносится в пользу автовладельцев. Модераторами являются начальники районных ГИБДД Казани. Они отсеивают примерно 25 процентов материалов, когда первоначально просматривают поступившую информацию. Это материалы с разными погрешностями в съёмках. Они прекращаются на стадии обработки.
- Видео с телефонов и регистраторов вы не принимаете?
- Мы принимаем видео с телефонов и регистраторов. Ежедневно к нам поступает примерно 10-15 таких обращений. На основе этих показаний мы возбуждаем административные расследования, приглашаем водителя и человека, приславшего информацию, для того, чтобы он дал письменные показания. На основании показаний мы привлекаем водителей. Если люди отказываются приходить и мы не можем доказать нарушение, то привлекать водителя к ответственности не имеем права. Однако лучше снимать нарушения ПДД на видео, заранее зарегистрировавшись в приложении «Народный инспектор». Там соблюдаются все необходимые требования к съёмке, указаны время и место нарушения. В результате воссоздаётся наиболее реальная картина нарушения.
- Какова общая сумма штрафов?
- За время действия приложения, а это полтора года, по республике за различные нарушения ПДД водители наказаны более чем на 20 млн. рублей, в том числе по Казани - на 18 млн. рублей. Как я уже говорил, с января по сегодняшний день в Казани составлено более 15 тысяч административных протоколов. Средняя сумма денежного наказания при этом составляет 1,5 тысячи рублей.
- Облегчил ли «Народный инспектор» жизнь сотрудникам Госавтоинспекции?
- «Народный инспектор» не облегчил, но зато улучшил дорожную обстановку. Эта система дисциплинирует водителей. Положительная динамика наблюдается. Начиная с 2008 года, когда в Казани стали активно использоваться камеры видеофиксации нарушений. Сейчас мы привыкли ездить со скоростью 78-79 км в час и не больше, потому что за это штрафуют. Благодаря мобильному приложению водитель будет знать, что на пешеходном переходе нужно пропускать человека, нужно обязательно остановиться, независимо от того есть ли поблизости инспектор ДПС. Ведь любой человек может заснять нарушение и отправить в Госавтоинспекцию. Приложение способствует тому, чтобы водители понимали, что нарушать ПДД нельзя.
- Игорь Геннадьевич, в начале беседы вы сказали, что в этом году наблюдается рост числа наездов на пешеходов на пешеходных переходах?
- Если в прошлом году за 6 месяцев у нас было 4 погибших на пешеходных переходах, то в этом году их уже 7. В общей сложности по Казани в таких местах зафиксировано 410 наездов на пешеходов. Это очень большое количество, тут есть над чем задуматься.
- По чьей вине происходят аварии?
- 2,5 года назад были внесены изменения в законодательство в части ПДД. Тогда было введено новшество, согласно которому пешеходов, намеревающихся ступить на пешеходный переход, водители обязаны пропустить. Это привело к тому, что люди забыли пункт 4.5 дорожного движения, где сказано, что сначала нужно оценить расстояние до приближающихся машин, их скорость и убедиться, что переход будет безопасен. Сейчас человек, надев наушники и капюшон, выходит на пешеходный переход. У него такое ощущение, что он весь в броне и все машины тут же остановятся. А навстречу за рулем автомобиля на скорости летит другой «джигит», который тоже включил музыку и не видит этого пешехода. Тут нарушителями являются оба. Но привлечь пешехода за то, что он не посмотрел, невозможно. И тем и другим следует быть более внимательными.
- В Казани есть опасные перекрёстки, после которых сразу начинается нерегулируемый пешеходный переход. Ступая на них люди попадают в зону риска?
- В правилах дорожного движения черным по белому написано, что при повороте направо и налево водитель должен пропустить пешеходов и велосипедистов, переходящих проезжую часть, на которую он выезжает. Водителям не следует торопиться. Нужно уважать друг друга и тогда проблем будет меньше. При повороте водитель должен выбрать такую скорость, при которой сможет вовремя остановиться. По Казани разрешённая скорость - 60 км в час, а мы с вами являемся молчаливыми нарушителями и ездим со скоростью 79 км в час. На такой скорости уже трудно вовремя заметить пешехода и остановить автомобиль.
- Как исправить ситуацию?
- Еще в начале лета на пресс-конференции я говорил, что ближе к 1 сентября по городу будут введены скоростные ограничения. На сегодняшний день программа почти полностью реализована. Скоро на дорогах города мы увидим знаки, ограничивающие скорость до 40 км в час. Таким образом, мы придем к более благоприятной обстановке в городе. Знаки будут установлены почти на 40 участках. Ограничения скорости будут введены в зонах нерегулируемых пешеходных переходов и на других опасных и аварийных дорогах.
- Влияет ли скорость на количество ДТП?
- Скорость - самое популярное нарушение, которое влияет на увеличение количества ДТП. Поэтому гонять не надо. Хотя могу отметить, что по Казани за последние три года общее количество обращений граждан по ДТП и общее количество оформленных материалов снизилось почти на 10 тысяч. Речь идет о всех происшествиях, включая ДТП с погибшими и пострадавшими, а также мелкие аварии с материальным ущербом. Этому способствовала проводимая в городе работа. В Казани был изменён режим работы светофоров. Мы ушли от пробок, которые были раньше. Помните, когда весь перекрёсток был хаотично заставлен автомобилями? Мы работаем в этом направлении.
- В какое время года чаще бывают аварии?
- Это не зависит от времени года. В июле текущего года в городе наблюдается всплеск дорожно-транспортных происшествий с погибшими. Если у нас в среднем в месяц, как бы трагично это не звучало, в ДТП погибали 4-5 человек, то за июль этого года в Казани уже 10 погибших. Осенью плохая погода, весной бывает скользко, а летом светит солнце… Можно найти массу причин, по которым окружающая среда повлияет на число ДТП, но в этом вопросе все зависит от человеческого фактора.
Источник: События
Комментарии
Комментариев пока нет